тестовое задание

Дать или не дать: тестовое задание для копирайтера

Обычный элемент конкурсного отбора копирайтера — тестовое задание. Для специалистов они давно привычны, хотя и не всегда обязательны. Но если вы первый раз ищете копирайтера, недолго и запутаться. Ниже краткая шпаргалка по тестовым заданиям.

Нужны или нет

Для начала о том, обязательно ли вообще составлять для копирайтера тестовое задание. Конечно, нет. Ко мне часто приходят заказчики, которые не просят никаких тестовых. Обычно они находят меня в социальных сетях, читают посты и уже видят, как я пишу.

Если вы так же нашли копирайтера, его стиль нравится вам и подходит вашему продукту, не тратьте время на тестовые. Просто переходите к сотрудничеству. Если в итоге что-то не сложится, смените специалиста уже в процессе. От такого сценария не застрахованы и те, кто выбрал исполнителя по идеально выполненному тестовому.

Необходимость тестового задания зависит также от объема работы. Если вам нужны пара текстов на сайт, отбирать исполнителя по тестовым кажется необоснованной тратой времени. Найдите того, чей стиль вам близок и закажите реальный текст. Если всё сложится, на будущее у вас уже будут контакты специалиста.

Тем, кто ищет эксперта для длительного и объемного сотрудничества, тестовые задания для копирайтеров могут быть полезны. Важно соблюдать бизнес-этику: вы же не собираете халявные тексты, а на самом деле ищете исполнителя?

Этичное тестовое задание для копирайтера

Многие копирайтеры относятся к тестовым заданиям с недоверием и их можно понять. Часто заказчики хотят от потенциальных исполнителей слишком многого, забывая при этом упомянуть в вакансии даже размер оплаты.

Вот реальный объем тестового задания, которое мне дали в одном женском онлайн-издании:

  • предложить пять тем для новостей, которые соответствуют тематике сайта и буду интересны аудитории;
  • написать одну новость из предложенных тем;
  • предложить интересную тему статьи и подготовить текст;
  • назвать три издания, которые я читаю в свободное время, и объяснить, что мне в них нравится;
  • предложить три улучшения тому онлайн-журналу, который прислал мне тестовое.

И всё это не на позицию главного редактора! Такое тестовое задание было дано потенциальному внештатному автору. Чрезмерность на лицо, поэтому выполнять я его не стала.

Примеры адекватного тестового задания для копирайтера тоже есть:

  • написать пост для социальных сетей по предоставленной заказчиком информации, то есть время на поиск тратить не нужно;
  • составить тезисный план будущей статьи и написать первый раздел.

Во втором случае смысл в том, что стилистику и качество текста видно, но использовать тестовое задание, как готовый текст, заказчик не может. С-справедливость!

В любом случае, адекватное тестовое задание копирайтеру — это работа на один-два часа максимум. О каком тесте может идти речь, если специалист сидит над задачей целый день? Тут ясно виден заказчик-халявщик: кинул десяти копирайтерам тестовые, на месяц вопрос контента закрыл. Удобно же.

Платить или не платить?

Нужно ли оплачивать тестовое задание копирайтеру? Сложный вопрос, который каждый заказчик решает самостоятельно. Мне кажется, что большое задание нужно. Необязательно оплачивать тестовую статью по полной ставке — предложите исполнителю минимальную. Важен сам факт, что он работает не бесплатно.

Необходимость оплатить тестовые задания исполнителям мотивирует заказчика к более тщательному отбору на этапе «до». То есть не кидать тестовые всем подряд, а потом выбирать из пятидесяти присланных текстов. Предварительный отбор производится до, после этого два-три наиболее подходящих копирайтера получают тестовые с символической оплатой. А там и идеального мастера текста выбрать легко.

Ситуацию с тестовыми заданиями на российском рынке копирайтинга по-прежнему часто можно охарактеризовать словами «какая-то дичь». Сам метод полезен и нужен, но не стоит рассматривать его как возможность скинуть на потенциального исполнителя половину месячного контент-плана, ничего не заплатив. Заказчиков я тоже понимаю, ведь копирайтеры бывают разные. Но уважение к потенциальному исполнителю — важный элемент хорошего тестового задания.

Хотите выбирать копирайтера без тестового задания? Изучите моё портфолио. Возможно, мои тексты подойдут вам по стилю, а в числе выполненных найдутся похожие задачи.

Выбрав копирайтера, важно правильно составить для него техническое задание. Как? Ответ читайте здесь.