От «пять месяцев не набрать группу» до «дайте отдохнуть хоть неделю»: стабильный поток желающих на групповую терапию для психолога Юлии Ярошевской
Заказчик: Юлия Ярошевская — психолог, гештальт-терапевт из Санкт-Петербурга
Начало сотрудничества: декабрь 2023 года
Площадка: страница ВКонтакте
Проблема: В числе Юлиных услуг есть психологические группы «Самоценность и синдром самозванца» в офлайн и онлайн-форматах. Продолжительность одной группы — 20 недель. Набор идёт непрерывно: когда до окончания группы остается примерно 5 встреч, начинается набор в следующую. Именно с регулярным потоком желающих и возникли сложности.
Юлия Ярошевская:
«Группы набирались сложно. Иногда процесс растягивался до пяти месяцев. К тому моменту, как необходимое количество участников набиралось, самые первые иногда теряли интерес или меняли планы. Приходилось начинать всё сначала».
Каналы привлечения аудитории
Основным источником привлечения аудитории было сарафанное радио. Забегая вперед скажу, что так оно и осталось. Но вдохновленные рассказами участников предыдущих групп потенциальные клиенты теперь охотнее «доходят до кассы».
Для привлечения используются только органические методы. Основной — личная страница эксперта «ВКонтакте». Ранее Юля публиковала в основном стандартные объявления о начале набора группы и отзывы участников. Постепенно я увеличивала разнообразие постов, вводила новые форматы.
Так как группы проходят в психологическом центре «Мосты», периодически используется кросспостинг: центр публикует посты о группе без каких-либо изменений. У центра, помимо сообщества во «ВКонтакте», есть также канал в Телеграм. Материалы выходят на всех площадках, но не одновременно, а вразнобой.
Старт работы и группы
Маленький, но важный для продвижения нюанс: я клиент Юли и принимала участие в двух её группах «Самоценность и синдром самозванца». Поэтому с продуктом познакомилась очень тщательно. Так сказать, «испытала на своей шкуре».
Работу по продвижению начали в декабре 2023 года — за месяц до старта очередной группы, которая для меня должна была стать второй. Старт был запланирован после новогодних праздников, пока же предстояло решить две задачи:
- Увеличить количество участников до обязательного минимума — 10 человек (на момент начала продвижения было 8).
- Найти второго участника-мужчину, так как на тот момент он был только один.
С первой задачей к нужной дате справились успешно — первая встреча группы прошла 14 января 2024 года с нужным количеством участников. Вторую выполнить не удалось — мужчина был среди них был только один.
Мужчина для психолога — о сложностях работы с мужской аудиторией
К моменту написания кейса успешно набраны уже три группы, но каждый раз мы с Юлей сталкиваемся с одной и той же проблемой. Среди участников группы остро не хватает мужчин.
Юлия Ярошевская:
«Среди клиентов психолога часто бывает больше женщин, чем мужчин. Когда дело касается набора в группу, ситуация становится ещё сложнее. Бывает, что есть один участник-мужчина, но для работы группы это не очень хорошо. Лучше, чтобы было хотя бы двое».
В попытке привлечь внимание мужской аудитории к группе, которую Юля в первый раз набирала с моим участием, я предложила тактику супергероя. В посте апеллировала к смелости взглянуть на себя по-новому. Интерес аудитории был, но, увы, тактика не сработала.
К моменту поиска мужчин во вторую по счету набираемую с моей помощью группу я учла ошибки и изменила посыл поста. Теперь мы не искали супергероя, а задавали мужчинам вопросы, ориентируясь на высокоинтеллектуальную аудиторию.
Тактика оказалась более успешной. На эту группу действительно пришло двое мужчин. Причем, один из них начал общение со слов «Я прочитал у вас во ВКонтакте про группу…».
Юлия Ярошевская:
«В центр обратился мужчина по поводу группы. На предварительном собеседовании сказал, что прочитал пост и понял, что хотел бы участвовать. Учитывая, как сложно обычно найти на группу участников-мужчин, это важное достижение».
От пользы до пирожков — новые виды контента
Поскольку раньше основных видов контента было два: объявления о наборе и отзывы, потребовалось внести разнообразие. Сначала я добавила описание процесса групповой терапии. Многие будущие участники весьма смутно представляют себе, как она проходит. В описании процесса опиралась на личный опыт, ведь я к тому времени неплохо изучила процесс с точки зрения участника группы.
Именно мой опыт мы взяли за основу. Участнику необязательно понимать, как работает группа с точки зрения психолога. Это слишком сложный взгляд, перегруженный деталями. Чтобы избежать эффекта «заумности», я старалась формулировать описание максимально просто.
В постах я описала каждый этап работы группы. Были посты о сложностях, с которыми сталкиваются участники, и о радостях, которые случаются на группе. Были также тексты о грусти, например, из-за завершения группы…
Посты для размышления
Помимо детального описания того, что происходит на группе, в постах было много общения с аудиторией. Например, я активно задавала вопросы и наводила читателей на размышления. Реакция у постов было немного, но цифры просмотров хорошие (150-200 для страницы с семью сотнями друзей). Думающая аудитория психолога охотно потребляла такой контент, но другую активность проявлять была явно не расположена. Впрочем, процессу набора групп молчание совсем не мешало.
Посты с демонстраций выгоды
Второй вид постов, который с моей помощью появился на странице Юли — демонстрация выгоды. Мы показывали потенциальным участникам группы, чем им мешает излишне развитый синдром самозванца и почему будет полезно «приручить» его. Выгоды я старалась сделать максимально конкретными. Например, синдром самозванца часто мешает росту доходов своего хозяина. С этого мы и начали описание выгод участия в группе.
Полезные посты
Третий вид — посты с пользой. Скорая психологическая помощь и инструкция в одном флаконе. Простые действия, которые помогут чувствовать себя лучше в определенной ситуации. У постов этого вида обычно была лучшая статистика по вовлеченности — их часто репостили к себе на страницы другие психологи.
Юмор и продающие посты
Были на странице и продающие посты. Но участие в психологической группе — это не смартфон и не новые ботинки. «В лоб» такая услуга продаётся плохо. Избежать недоверия от слишком напористой продажи помог юмор. Естественно, таких постов на странице появилось меньше всего. Задачи сделать из Юли психолога-клоуна не было, хотелось лишь добавить немного позитива в атмосферу.
Говорящие головы — как доказать, что онлайн-группа не хуже обычной
Юля проводит группы в двух форматах: офлайн и онлайн. Казалось бы, набирать второй должно быть проще, ведь география участников никак не ограничена. На самом деле именно этот формат оказался более сложным в продвижении.
Чтобы показать участникам, что в онлайн-группе есть свои преимущества, понадобился отдельный формат постов. С этой формой групповой терапии я лично знакома не была, поэтому много расспрашивала Юлю, как проходят онлайн-группы. Посты с преимуществами онлайна старалась делать как минимум раз в пару месяцев. В период набора онлайн-групп — чаще.
Как я писала посты
Работа с Юлей оказалась пространством абсолютной свободы. От меня просто требовались посты, а формат и наполнение я могла определять абсолютно самостоятельно. Постепенно у нас сложилось несколько вариантов «рождения» постов:
- Я писала их сама на основе особенно ярких впечатлений от группы. Естественно, сохраняя полную анонимность участников и не раскрывая никаких подробностей, прозвучавших на группе. Так чаще всего создавались посты с описанием процесса.
- Юля формулировала какую-то мысль в диалоге и я, как могла переносила её в пост. Иногда абсолютной копией услышанного, в других случаях писала по мотивам рассказанного.
- Юля присылала мне ссылку на пост кого-либо из коллег и короткое описание своего отношения к написанному. На основе этого я собирала пост.
Я вам сейчас такое расскажу — мои отзывы как элемент прогрева потенциальных участников
Отзывы участников Юля публиковала и ранее. После первой группы я написала подробный отзыв и вскоре увидела его на Юлиной странице. Вместе с отзывом о второй группе они стали своего рода инструментами продвижения.
В каждом из отзывов я старалась максимально подробно описать важные моменты, произошедшие со мной изменения и передать атмосферу группы. Последнее позволило использовать отзывы в качестве ответа на вопросы «А что вы делаете на группе?» и «А как всё проходит?».
Юлия Ярошевская:
«Часто люди приходят на собеседование перед участием в группе, ещё сомневаясь, а надо ли им оно. Тогда вместо того, чтобы пытаться описать работу группы общими словами, я скидываю им два Ириных отзыва и предлагаю почитать, как всё проходит. Кто-то после этого окончательно понимает, что хочет участвовать. Иногда отказываются, но это более осознанный выбор».
Изображения для продвижения
Я копирайтер, а не универсальный специалист. Обычно, когда меня спрашивают, могу ли я взять на себя и оформление постов, отказываюсь. Потому что пишу гораздо лучше, чем оформляю.
Но для Юлиного контента сделала исключение и попробовала создавать изображения. Во-первых, дизайнер точно не предполагался, во-вторых, хотелось добавить текстам яркости, привлечь внимание.
Изображения делала в Canva. Стиль специально сделала максимально примитивным по этим причинам:
- Не хотелось отвлекать от постов. Всё-таки главным в связке «текст +изображение» для психолога является первое.
- Стремилась немного погрузить читателя в детство. Писать часто приходилось на «очень серьёзные» темы и картинка помогала немного разбавить впечатление.
На каждой картинке было лаконичное изображение и цепкий заголовок с основной мыслью поста.
Первоначально посты с такими картинками вызывали позитивную реакцию у аудитории. Но со временем читатели стали от них уставать, поэтому от картинок отказались. Сейчас посты выходят либо совсем без изображений, либо с фото Юли или её собаки.
Результат: три набранных группы — полёт нормальный
Основную задачу, которую поставила передо мной Юля, выполнить удалось. Новая группа обычно формируется ещё до окончания предыдущей и стартует практически сразу же. Достичь такого эффекта удалось уже к концу мая 2024 года — в это время завершила работу вторая группа, в которой я участвовала.
Юлия Ярошевская:
«Набор в седьмую группу «Самоценность и синдром самозванца» получился стремительным. Настолько, что шестой поток завершился в одно воскресенье, а седьмой стартовал уже в следующее. Это стало для меня приятной неожиданностью. Честно говоря, на такой результат не надеялась и даже планировала уехать на дачу на недельку. В итоге стартовали с новой группой сразу же. Отличный результат!»
Этот результат удалось сохранить. Новые офлайн-группы успешно набираются и стартуют сразу же. Онлайн по-прежнему набирается чуть хуже, но и тут процесс ускорился.
Не обошлось без сложностей — не всё задуманное получилось успешно реализовать. Но ошибки в работе с мужской аудиторией я со временем исправила, а в постах продолжаю работать над яркими заходами, чтобы привлекать внимание читателя даже без изображений.